mbuzmimo.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Внешнее строение амфибий

Проект урока по биологии, 2013
Составила: Сидорова Светлана Геннадьевна, учитель биологии школы № 97, г.Нижний Новгород
Тема: « Класс Амфибии. Особенности внешнего строения, приспособленность к среде обитания».
Класс: 7
Программа Биология в основной школе. «Биология .Животные», 7 класс, авт.- И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, М.: Вентана Граф , 2007 г
Учебник В.М.Константинов, В.С. Кучменко, И.Н.Пономарёва. «Биология. Животные.7 класс»,. М., Вентана Граф , 2008 г
Место темы в структуре учебного курса - первый урок темы
«Класс Амфибии», подготовка базы для формирования знаний по теме «Эволюция Хордовых животных», «Ароморфозы позвоночных животных» и «Развитие жизни на Земле» в 9, 11 классах.
Тип урока: организационно – деятельностный (урок объяснения нового материала с проблемным содержанием и обобщением знаний).
Форма урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая задача: актуализировать полученные учащимися ранее знания по теме «Тип Хордовые», сформировать новые знания по теме «Класс Амфибии», придать им научное обоснование через систему нестандартных приёмов обобщения и систематизации знаний.
Учебная задача: сформировать знания о приспособленности представителей класса Амфибий на примере лягушки к среде обитания, об эволюционных представлениях происхождения и классификации данной группы организмов, об эволюции систем органов (ароморфозы позвоночных).
Цели: Образовательные – способствовать развитию предметных знаний:
 Раскрыть содержание основных терминов и понятий по теме
 Сформировать представления о приспособленности амфибий к среде обитания
 Способствовать развитию самоконтроля и интереса к предмету
Развивающие – способствовать развитию метапредметных и личностных компетенций:
 Работать с текстом учебника
 Заполнять таблицу
 Объективно оценивать свою деятельность и деятельность класса
 Применять теоретические знания в стандартных и нестандартных заданиях
 Делать выводы, выделять главное, устанавливая причинно- следственные связи
 Дискуссировать
 Работать в группах и индивидуально
 Решать проблемные задачи
 Формировать элементы здоровой конкуренции
Воспитательные –
 Способствовать формированию научно-практических взглядов о целесообразности и взаимосвязях каждого вида
 Продолжить экологическое воспитание, бережное отношение к природе
 Способствовать воспитанию ценностного отношения к многообразию окружающего мира
 Развивать коммуникативные компетенции
Диагностика
Учащиеся знают:
 Имеют представление о последовательности изучения признаков живых организмов
 Эволюционное развитие живой природы от простейших животных до амфибий
 Некоторые термины и понятия по теме (холоднокровность, тип Хордовые, приспособленность, органы чувств, системы органов, основные свойства живых организмов, среда обитания), таксоны-единицы классификации.
Средства обучения и наглядность:
 карточки для двух команд перечисленными признаками приспособлений лягушки к жизни в воде и на суше
 фрагмент видеофильма «Земноводные»
 проектор, компьютер, презентация «Урок Амфибии»
 карточки-бонусы с интересной информацией о лягушках
 полоски двусторонние из цветной и белой бумаги
 учебник
 ассоциативные биологические задачи об Амфибиях
 стихотворение о лягушках
 карточки с текстом «письмо Иван - царевича к своим братьям»
 таблица с представителями отрядов класса Амфибий
Метод обучения: частично – поисковый, игровой, организационно-деятельностный
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
Приёмы и способы деятельности учащихся: работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы, элементы дискуссии, использование презентации «Класс Амфибии», самоконтроль (оценка своей и коллективной деятельности), рефлексия, построение логических цепочек причинно - следственных связей при решении биологических задач, просматривание видеофрагмента, использование терминологии (заполнение письма Ивана- царевича), энергетическая зарядка, использование поощрительных бонусов, игра «К барьеру».
Хронометраж урока
Этапы урока
Время (мин)
1.Организационный момент, «Энергетическая зарядка».
2
2.Мотивационно-ориентировочная часть
 формулирование темы урока
 классификация земноводных (название отрядов)
3
2
3.Актуализация опорных знаний
 просмотр видеофрагмента «Класс Земноводные»
 постановка цели урока
3
2
4.Оперативно- исполнительная часть (изучение нового материала)
 работа в группах «Обсуждение доказательств приспособленности амфибий к жизни в воде и к жизни на суше»
 ролевая игра « К барьеру» и работа с карточками (заполнение таблицы на доске)
4
7
5. Закрепление материала
 просмотр таблицы на слайде «Приспособленность амфибий к среде обитания»
2
6.Обобщение материала и контроль знаний
 письмо Ивана – Царевича к своим братьям (заполнение текста с пропущенными терминами)
 бонусы (зачитывание текста с интересной информацией об Амфибиях)
 выводы
 домашнее задание
3
3
4
1
7.Рефлексивно- оценочная часть
 радужное настроение (карточки из цветной бумаги) и подведение итогов
 оценки за урок
1
1
Итого: 40
Ход урока (краткое содержание)
1.Орг. момент Энергетическая зарядка
2. Мотивация изучения темы: (в коробочке модель лягушки).
Здесь находится оно-
Царственное существо.
Некрасивое на взгляд
Вот о нём что говорят:
Подсказки:
 у древнего народа Майя на одном из иероглифов изображено это животное, означавшее удачу;
 их называют «слюнтяями» планеты;
 в Париже и Токио им поставили памятники, называют их «мучениками» науки;
 весной и летом они дают бесплатные многоголосные концерты;
 их называют «пионерами суши»;
 в русских сказках – это животное «заколдованная царевна».
Кто же это? Лягушка. Красавица. Рот до ушей, глаза на выкате, но настоящая царевна – лягушка.
Тема урока «Класс Амфибии» (запись в тетрадях).
Отряд Бесхвостые
Отряд Хвостатые
Отряд Безногие
Лягушки, жабы, квакши
Саламандры, тритоны
Червяги
Демонстрация слайда с изображением основных представителей класса.
3. Актуализация опорных знаний (повторение ранее изученного материала)
Изучаем Тип Хордовые. Перечислите основные признаки этих животных (имеют хрящевой тяж-хорду, нервная система в виде трубки, кровеносная система замкнутая, дышат жабрами или лёгкими).
Перенесёмся в историю Земли, когда жизнь существовала в воде. Как вы думаете, от кого произошли амфибии? (от кистепёрых рыб)
Почему в процессе эволюции кистепёрые рыбы стали выходить на сушу? (в воде большая конкуренция, необходимо было осваивать новые среды обитания – сушу)
Переходной формой от водных организмов к наземным являются вымершие животные – стегоцефалы. Это предки амфибий. Они имеют признаки строения для жизни как в водной среде обитания, так и на суше.
Цель урока: познакомиться с приспособленностью амфибий на примере лягушки к жизни в воде и на суше. В переводе с греческого языка «амфибии» означает - ведущие двойную жизнь.
Просмотр видеофрагмента «Земноводные» (необходимо увидеть признаки приспособленности амфибий к среде обитания (к воде и жизни на суше)
4. Изучение нового материала, его структурирование и обобщение.
Ролевая игра «К барьеру» (класс делится на две группы, каждой выдаётся одинаковые комплекты карточек с перечисленными признаками приспособленности амфибий к среде обитания, одна группа должна выбрать признаки приспособленности к воде, другая группа выбирает признаки приспособленности амфибий к жизни на суше). Можно использовать текст учебника. Затем каждая команда выбирает выступающего, все заслушивают, карточки вывешиваются в соответствующую колонку таблицы на доске. Остальные учащиеся группы дополняют ответы и задают вопросы оппоненту.
Приспособления к жизни на суши Приспособления к жизни в воде Конечности пятипалые - прыжки Плавательные перепонки (плавание- брасс без рук) Дышат мешковидными лёгкими Дышат кожей (кожа влажная, покрыта слизью, убивающей бактерии) Глаза имеют подвижное веко, слёзные железы, глаза на выкате (помогают проглатывать пищу) Имеют среднее ухо и барабанные перепонки Размножение только в воде, вымётывают икру Реагируют на движущуюся добычу, липкий на конце и длинный язык Холоднокровные, температура тела непостоянная
Почему же лягушка – царевна? Она действительно в течение жизни несколько раз меняет кожу, является «пионером» суши, кожа обладает лечебными свойствами и неоценимый вклад оказывает для природы, о чём вы узнаете на последующих уроках.
5. Контроль и обобщение знаний. Каждому выдаётся карточка с текстом «письмо Ивана – царевича к своим братьям», задание вставить пропущенные слова. Затем проверяется вслух. За каждый правильный ответ- предложение выступающий получает бонус «картинка с изображением амфибии и интересным фактом из её жизни», также прочитывается вслух всему классу.
Письмо Ивана – Царевича своим братьям
( пропущенные слова произносите вслух)
Моя царевна – это лягушка, относится к классу …, жизнь которой связана как с …, так и с …Настоящая её кожа …, покрыта…, защищающей тело от бактерий. В течение жизни она действительно меняет …. Дышит… воздухом. Органами дыхания служат … и … Земноводные с непостоянной температурой тела, то есть…Глаза имеют подвижное … и слёзные … Хорошо слышит благодаря наличию … уха и … перепонки. Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поёт серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, так как имеет между пальцами стоп … перепонки. Дорогие братья не губите мою красавицу, она спасёт мир!
Царевна- лягушка
Лягушки плавают как рыбы
И дышат воздухом как люди
Как птицы они летать могли бы
Но лучше петь как птицы будут.
Вмёрзла в лёд и вновь жива
Вот лягушка какова
Лет мильон, а может два
Слышит мир ква-ква.
Хотя они холодноваты
Зато их песни так напевны
Во многих баснях глуповаты
Но в русских сказках все царевны
У них глазища как алмазы
И кожа цвета изумруда
Они рождаются три раза
А это братцы просто чудо!
Стань царицею ква-ква
Царствуй силой волшебства
Лет мильон, а может два
Слышит мир ква-ква.
Интересные факты
(бонусы)
Пионеры суши Что касается жизни на суше – они были пионерами. Амфибии сделали переворот в жизни нашей планеты. Ведь они первыми переселились на сушу. Ни у кого до них не было ног. Они были первыми существами, которые смогли вздохнуть полной «грудью». Наконец, они первыми услышали веселый шум первобытных лесов; никто до них ушей не имел. Амфибии сумели прожить миллионы лет, процветают и в наши дни.
Камерный глаз Глаза имеют подвижные веки. Отлично видят днем и даже ночью! Они различают цвет, реагируют только на подвижные предметы.
Ученые нашли в лягушачьем глазе никому неизвестные нервные клетки, способные самостоятельно анализировать поступившую информацию, и только потом информация идет в мозг. Эта особенность строения глаза была положена в основу создания электронной модели так называемого «жабьего глаза» с избирательным восприятием движения. Прибор позволяет непрерывно анализировать обстановку над аэродромом и фиксировать появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.
«Вот это язык!» Язык лягушки прикреплён шиворот-навыворот, к нижней челюсти недалеко от подбородка. Получив приказ от «глаз», язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше в желудок ее отправляет не язык, а глаза!
Замечательная одёжка Если лягушка способна глотать с помощью глаз, то и неудивительно, что и пьет она не ртом, а кожей. Она тонкая и всегда влажная. Кожа амфибий выделяет ядовитую слизь, которая убивает бактерий и грибки. Зная это, некоторые хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком, чтобы оно дольше не прокисало.
Кожа помогает легким справляться со своей функцией, т.к. они пока просты, а к тому же: как дышать под водой? Конечно через кожу!
Естествоиспытатели Неприхотливая лягушка служит верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники.
6. Домашнее задание параграф , выписать приспособленность амфибий к жизни в воде и на суше.
7. Рефлексия (оценка своей деятельности и деятельности класса).
Если урок прошёл интересно, эмоционально, узнали что-то новое, сделайте радугу и поднимите полоску цветной бумаги, если ничего нового не узнали, то поднимите полоску бумаги белой стороной.
Письмо Ивана – Царевича своим братьям
( пропущенные слова произносите вслух)
Моя царевна – это лягушка, относится к классу ____________, жизнь которой связана как с ___________, так и с __________. Настоящая её кожа _______________, покрыта__________, защищающей тело от бактерий. В течение жизни она действительно меняет__________ Дышит____________воздухом. Органами дыхания служат ______________ и ____________ Земноводные с непостоянной температурой тела, то есть_________ Глаза имеют подвижное___________и слёзные __________. Хорошо слышит благодаря наличию ___________ уха и ___________перепонки. Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поёт серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, так как имеет между пальцами стоп __________ перепонки. Дорогие братья не губите мою красавицу, она спасёт мир!
1.Пионеры суши Что касается жизни на суше – они были пионерами. Амфибии сделали переворот в жизни нашей планеты. Ведь они первыми переселились на сушу. Ни у кого до них не было ног. Они были первыми существами, которые смогли вздохнуть полной «грудью». Наконец, они первыми услышали веселый шум первобытных лесов; никто до них ушей не имел. Амфибии сумели прожить миллионы лет, процветают и в наши дни.
_______________________________________________________________________________
2.Камерный глаз Глаза имеют подвижные веки. Отлично видят днем и даже ночью! Они различают цвет, реагируют только на подвижные предметы.
Ученые нашли в лягушачьем глазе никому неизвестные нервные клетки, способные самостоятельно анализировать поступившую информацию, и только потом информация идет в мозг. Эта особенность строения глаза была положена в основу создания электронной модели так называемого «жабьего глаза» с избирательным восприятием движения. Прибор позволяет непрерывно анализировать обстановку над аэродромом и фиксировать появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.
_____________________________________________________________________________
3. «Вот это язык!» Язык лягушки прикреплён шиворот-навыворот, к нижней челюсти недалеко от подбородка. Получив приказ от «глаз», язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше в желудок ее отправляет не язык, а глаза!
_______________________________________________________________________________
4. Замечательная одёжка Если лягушка способна глотать с помощью глаз, то и неудивительно, что и пьет она не ртом, а кожей. Она тонкая и всегда влажная. Кожа амфибий выделяет ядовитую слизь, которая убивает бактерий и грибки. Зная это, некоторые хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком, чтобы оно дольше не прокисало.
Кожа помогает легким справляться со своей функцией, т.к. они пока просты, а к тому же: как дышать под водой? Конечно через кожу!
____________________________________________________________________________
5. Естествоиспытатели Неприхотливая лягушка служит верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники.
______________________________________________________________________

 

Авторизация-вход

Для входа в раздел Виртуальная библиотека необходима авторизация